В соответствии с частью 16 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Общие требования к документам о квалификации установлены в пункте 2 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ.
Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации (если иное не установлено Федеральным законом №276-ФЗ, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации») и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).
Документы о квалификации могут быть оформлены и на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность на бланке, образец которого также самостоятельно устанавливается организацией.
В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. Однако, семинары, тренинги и мастер-классы не могут относиться к дополнительному профессиональному образованию, а выданные документы не будут соответствовать требованиям подтверждающим повышение или присвоение квалификации предъявляемым пунктом 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.
Статьей 2 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ. При этом под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, указанная в вопросе образовательная деятельность не может относиться к дополнительному профессиональному образованию, а выданные документы не будут соответствовать требованиям подтверждающим повышение или присвоение квалификации предъявляемым пунктом 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Часть 6 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 237-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
В Федеральном законе N 273-ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.
Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 утвержден Порядок осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее — Порядок №499), который устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Пункт 13 Порядка № 499 дает описание данной формы реализации ДПП, содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:
самостоятельную работу с учебными изданиями;
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
изучение организации и технологии производства, работ;
непосредственное участие в планировании работы организации;
работу с технической, нормативной и другой документацией;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Только выпускники АНО ДПО «Институт специальных знаний» допускаются к стажировке, что гарантирует практико-ориентированное обучение и максимальную подготовку к самостоятельной экспертной работе, поскольку каждая программа нашего обучения соответствует установленному количеству часов, позволяющих обеспечить высокое качество образовательного процесса.
Наша цель — подготовить специалистов, соответствующих самым высоким стандартам в области судебной экспертизы, предоставляя доступ к актуальным и проверенным знаниям от авторитетных источников. Обучение проходит на современных электронных платформах, которые позволяют легко адаптировать процесс под индивидуальные потребности каждого участника.
Практическая стажировка дополняет теоретическое обучение, предоставляя возможность работать с реальными документами и материалами дел, анализировать информацию и формулировать выводы под руководством опытных специалистов.
В соответствии с частью 5 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Исходя из изложенного, законодательством Российской Федерации не установлено ограничение на то, в какой образовательной организации может получить дополнительное профессиональное образование педагогический работник.
Комиссия по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации дает следующие разъяснения:
— адвокат вправе заниматься научной, преподавательской, экспертной и иной творческой деятельностью (абзац 2 пункта 3 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката);
— адвокат не может вступать в трудовые отношения в качестве работника судебно-экспертного учреждения, в том числе государственного;
— адвокат вправе участвовать в осуществлении судебно-экспертной деятельности вне государственных судебно-экспертных учреждений на основании гражданско-правового договора;
— предметом экспертной деятельности адвоката может быть исключительно разрешение вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла;
— не допускается осуществление адвокатом экспертной деятельности по правовым вопросам, за исключением предусмотренной абзацем 2 пункта 3 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката экспертной деятельности в органах и учреждениях адвокатских палат и в адвокатских образованиях, а также за исключением осуществления адвокатом научной и преподавательской деятельности;
— адвокат при осуществлении допустимых видов экспертной деятельности должен неукоснительно исходить из того, что Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает безусловный приоритет адвокатской деятельности над любой другой деятельностью.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) судебная экспертиза – предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Согласно статье 19 Федерального закона № 73-ФЗ основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться как в государственных судебно-экспертных учреждениях, так и вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На деятельность лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющихся государственными судебными экспертами, распространяются положения Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) в части определения задачи судебно-экспертной деятельности, принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при производстве судебной экспертизы, независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, обязанностей и прав эксперта, требований к оформлению заключения эксперта (статьи 2, 4, 6 – 8, 16, 17, часть 2 статьи 18, статьи 24 и 25 Федерального закона № 73-ФЗ).
Требования к квалификации, наличию у негосударственного эксперта лицензии, сертификата, диплома или свидетельства на право проведения экспертизы законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность согласно статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.